Эвери Фишер Холл вечером

Здание бывшего Филармонического Зала в Линкольн-центре

В США вообще и Нью-Йорке в частности театры, концертные залы, аудитории, библиотеки, учебные корпуса университетов и даже, иногда, должности всё чаще носят имена меценатов, которые в тот или иной момент материально поддержали заведение-рецепиента. До сих пор право спонсора на такое название считалось оказываемым вечно или, точнее, “бессрочно”, “in perpetuity” на английском. Тем не менее, полученные десятки лет назад, пусть тогда значительные, средства не все считают достаточным основанием для уважения этой “вечной” формулировки.

Фишер и Геффен

Фишер против Геффена

Взять, например, Филармонический Зал, который открылся в Линкольн-центре в 1962-м году. Дизайн был неудачным, аудитория страдала от т.н. “глухих пятен”, был необходим ремонт. В 1973-м $10.5 миллионов поступило от некоего Эвери Фишера, любителя музыки, ушедшего в бытовую электронику, в честь которого и был переименован отремонтированный концертный зал. Правда, вроде бы Эвери Фишер об этом не просил и название изменили лишь с его разрешения, но всё же с той самой формулировкой: “in perpetuity”. И вот в 2014-м году Линкольн-центр взял и объявил, что предоставит “право на название” тому, кто предложит крупное пожертвование в пользу очередной реставрации Эвери Фишер Холла (оцениваемую в полу-космические $500 млн). Сам Фишер умер в 1994-м и его наследники, казалось, были против переименования, тем более, что лет 10 назад они уже угрожали судом за похожие заявления.

Буквы складываются в David Geffen HallКонсенсус был достигнут, когда Нэнси, Чарльз и Барбара всё-таки приняли откупные $15 млн, что почти в 4 раза меньше оригинальной суммы если учесть инфляцию. И прямо сейчас в более чем 40 местах, где упоминается название зала, проводятся работы по замене его на новое – David Geffen Hall. Успеть следует к четвергу, когда открывается сезон этого года. Дэвид Геффен, уроженец Бруклина, в своё время спродюсировал несколько известных фильмов, даже основал кино-компанию DreamWorks вместе со Спилбергом, владеет звукозаписывающими компаниями и вообще находится на 68-й строчке рейтинга Форбс. Его пожертвование составило всего $100 млн – столько же в 2008-м выложил Дэвид Кох Театру Штата Нью-Йорк (теперь David H. Koch Theater), что стоит прямо напротив. Консероватор Кох говорит, что ему хватит 50 лет, потом название можно менять, либерал Геффен же согласился только на формулировку “in perpetuity”.