Хай Бридж в Нью-ЙоркеНа прошлой неделе после 6 лет реконструкции впервые с 1970-х годов открылся для пешеходов самый старый мост в Нью-Йорке. High Bridge (не путать с High Line) существует с 1840-х годов, т.е. он примерно на 40 лет старше Бруклинского! Находится он, несколько неожиданно, не в Даунтауне и даже не в ближнем Бруклине, а в районе Вашингтон Хайтс, почти на самом севере Манхэттена. В середине XIX века это были даже не выселки, а просто далёкая деревня. Тем не менее, Таймз говорит о мосте так:

Хай Бридж сделал возможным современный Нью-Йорк

Хай Бридж в 1846

Хай Бридж в 1846

Дело в том, что рост города сдерживало отсутствие доступа к пресной воде. Те колодцы, что были, использовались очень активно и часто бывали скомпрометированы. В 1832-м году эпидемия холеры заставила сбежать значительную часть горожан, 2% населения погибло. Инженер по имени Джон Джервис предложил и реализовал проект, в рамках которого в 66 км на север от Нью-Йорка была возведена дамба и искуственное озеро, из которого вода по системе римского акведука поступала в город исключительно под действием гравитации. Высокий Мост или Хай Бридж был последним звеном этой цепи.

highbridgeНа манхэттенской стороне вода поступала в резервуары на территории будущего Центрально Парка и на 5-ю Авеню между 40-й и 42-й улицами, где сейчас находится нью-йорская библиотека (остатки фундамента резервуара даже можно разглядеть в одном из помещений). Хотя водопровод был успешно протестирован уже 22-го июня, лишь 14-го октября 1842-го года с большой помпой Кротонский Акведук был, наконец, официально запущен и фонтан возле мэрии почти на самом уже юге Манхэттена забил 15-метровой струёй. Хай Бридж был окончательно сдан в эксплуатацию в 1848-м году, когда на нём были установлены две чугунные трубы диаметром по 91 см. highbridge towerВскоре, с развитием технологий, строительством более высоких зданий, освоением более высоких районов Манхэттена и, не в последнюю очередь, популяризацией сливных унитазов, понадобилось увеличить давление в водопроводе, для чего к 1872-му году на манхэттенской стороне были построены резервуар на 30 метров выше труб, а также красивейшая насосная башня высотой ещё 61 метр; последняя по сей день гордо нависает над мостом. Кстати, именно давление в трубах определило высоту зданий в бедном Нижнем Ист-Сайде и других районах: вода доходила только до 6-го этажа, здания большей этажности обязаны были устанавливать дорогостоющую насосную систему (и, обычно, деревянную водонапорную бочку на крыше). Интересно, что построй зодчие эту башню несколько выше и облик Нью-Йорка мог быть другим!

Highbridge 1869Над величественными пролётами, соединявшими континент с Манхэттеном и над трубами проходила пешеходная зона, открытая в 1860-х гг и ставшая популярным местом для прогулок местного населения. Добраться сюда из обжитых мест было сравнительно легко на пароме. Гуляющая публика наслаждалась природой и результатом инженерной мысли, в основном, на выходных. К северу от моста, там, где сейчас проходит шоссе Харлем Ривер Драйв, даже было построено подобие гоночной трассы, где происходили импровизированные лошадиные бега. Рост Нью-Йорка тем временем достиг рекордных показателей и уже в 1890-м году в эксплутацию был введён Новый Кротонский Акведук, в три раза превышающий пропускную способность старого. В этом случае вода проходила уже по туннелю под рекой Гарлем. Использование Хай Бриджа впервые было поставлено под вопрос.

highbridge-24В 1927 г по компромису с общественностью вместо полного уничтожения Высокого Моста были разобраны 5 каменных арок с Манхэттенский стороны. Они были заменены одним большим металлическим пролётом, что якобы облегчало речное судоходство. Оставшиеся 10 арок со стороны Бронкса и одна у противоположного берега напоминают о величии моста, к дизайну которого приложил руку 18-летний тогда Джэймс Ренвик мл. – автор собора св. Патрика и многих других шедевров в США. Последняя капля воды протекла через Хай Бридж 15-го декабря 1949-го года. Какое-то время пешеходная зона наверху продолжала быть открытой, но в конце концов упаднические настроения тех лет положили конец и этому. Хулиганы бросали камни и мусор в проплывающие по реке прогулочные катера, что сподвигло администрацию района перекрыть мост для пешеходов.

highbridge-28Реставрация моста и восстановление удобной пешеходной связи между Бронксом и Манхэттеном в этой точке были предметом обсуждений долгие годы, с тех пор как район стал выходить из финансового и криминального кризисов. Наконец, в 2009-м году начались ремонтные работы, завершение которых откладывалось несколько раз. К моменту открытия 9-го июня 2015-го года общая затраченная сумма составила почти $61 миллион долларов! Мы рады в любой день (но особенно на фестиваль открытия 25-го июля) пригласить вас на прогулку по этому инженерному чуду, которое соединяет разные места не только географически, но и во времени – древне-римские технологии с современным Нью-Йорком, которого, как мы согласимся с Таймз, не существовало бы без Хай Бридж!